Родители, все без исключения, желают своим детям только добра, но каждый по-своему понимает это добро и по-разному представляет, как его взращивать.
Но даже если в оценке добра и зла большинство людей все-таки сходятся, то пути воспитания детей все равно выбирают разные. Одни родители поводят политику кнута и пряника, другие только кнута, третьи только пряника, четвертые считают, что ребенка достаточно одевать и кормить, а остальное само приложится. Пятые прививают своим детям сознание собственной исключительности и так далее…. Где же ориентир?
Другой путь воспитания детей
Существует мнение, что огромную роль в воспитании детей играет стиль общения с ними. Многие из нас руководствуются при этом естественными побуждениями: мы угрожаем, командуем, обвиняем или захваливаем, предлагаем готовые решения, отшучиваемся, выспрашиваем, сочувствуем. Это путь не доверия, а доминирования: контакта между детьми и родителями не произошло, а дети без этого хиреют – и физически и нравственно.
Иногда родители выбирают другой путь воспитания, отказываясь от «родительского права» и предпочитая право дружества. Такие родители не прорубают своим детям дорогу в жизнь, а вслушиваются и всматриваются в них, пытаясь понять, чем их природа одарила и чего недодала. Они незаметно и неспешно настраивают инструмент детской психики, уча их преодолевать кризисы и конструктивно разрешать конфликты. Этот способ воспитания называется "личностно ориентированным" стилем общения.
Исходным принципом такого воспитания является принятие детей такими, какими они есть, поскольку «личностно ориентированное» общение планомерно и сознательно ставит в центр внимания другого человека, в данном случае ребенка. Отсюда следует, что можно выражать свое недовольство исключительно действиями ребенка, но, ни в коем случае, не ребенком как таковым и его чувствами. Такому правилу следовать очень даже не просто.